Домашняя школа Надежды Григорьевны

1. Занятия с малышами 3 - 7 лет.

- Развитие речи
- Словесность
- Чтение по кубикам Зайцева
- Математика
- Музыка (развитие слуха и чувства ритма, развитие эмоционально-образного мышления, пение, слушание, музыкальная азбука, игра в   оркестре инструментов ритма)
- Этикет
- Рисование
- Аппликация
- Подготовка руки к письму
- Логическое конструирование (на основе ОРИГАМИ)
- Элементы ритмики (движение под музыку, развитие координации, связь движения с характером музыки)
- Занятие "Тайны"
- Развивающие игры (методики М. Монтессори, Б.П. Никитина)
- Развитие внимания
- Развитие мышления
- Развитие памяти
- Подготовка к школе

Занятия в группе: группа 3-5 детей; 2 раза в неделю; продолжительность занятия от 2-х до 4-х академических часов.

Индивидуальные занятия.
Гибкие условия обучения:
   - по количеству дней - от 1 до 5 дней в неделю;
   - по времени - каждое занятие может длиться от 30 минут до 2,5 часов;
   - возможно сочетание занятий в группе с индивидуальными занятиями;
   - выбор предметов: один предмет, весь комплекс занятий или выборочный подбор.

Занятия детей вместе с родителями. Очно-заочая форма обучения. Курс занятий, который позволит взрослым овладеть практическими приемами обучения и продолжить занятия дома самостоятельно, пользуясь в дальнейшем консультациями и методическими рекомендациями педагога.

2. Практические семинары (практические занятия) по методикам Н.А. Зайцева для взрослых (для родителей, воспитателей, гувернеров, учителей):

- "Обучение чтению по кубикам Зайцева для малышей от 2-х лет";
- "Обучение математике по методике Зайцева для малышей от 2-х лет"
  + свидетельство Центра Зайцева
  + слушателям семинаров предоставляется консультационная поддержка и возможность приобретения пособий по методикам   Зайцева и дополнительных практических пособий для занятий с детьми.

"Чтение по кубикам Зайцева - 2-я ступень". Новые игры и сюжеты. Из практики работы с дошкольниками.

3. Практические семинары, основанные на авторской программе Н.Г. Ляпенковой "Мир вокруг нас".

- семинар "Развитие речи + чтение + словесность + музыка + ИЗО + география + зоология + … (до бесконечности). Разработки конкретных сюжетных обобщающих занятий. Наглядные методические пособия.

- "Создание дома развивающей среды"

4. Консультации и семинары для родителей по вопросам обучения и развития ребенка-дошкольника (чем и как заниматься с малышом конкретного возраста).

5. Рекомендации по подбору необходимой и полезной методической литературы для занятий с ребенком.

6. Тестирование детей 5-7 лет (готовность к школе) + конкретные практические рекомендации.

тел. (095) 246-60-89
E-mail: spm111@yandex.ru


Вопросы о домашней школе

В группе или индивидуально?

Надежда Григорьевна, посоветуйте пожалуйста, в каком режиме все же лучше заниматься дошкольнику? Нашему сыну 4 года. При индивидуальных занятиях внимания к ребенку, конечно же, больше, это понятно, но… В общем, запутались мы, помогите разобраться.
Тамара Кравченко

Н.Г. У каждой формы занятий есть свои плюсы и минусы. Существуют особенности ребенка или особенности окружающей обстановки, когда необходимы именно индивидуальные занятия. Но стремление многих родителей, чтобы с их ребенком занимались непременно индивидуально, не всегда оправдано. Конечно, при индивидуальном занятии все внимание педагога направлено на одного ребенка и можно учесть все особенности именно вашего малыша. Но при этом взрослый невольно как бы "зависает" над одним ребенком, и какие бы игровые приемы он не применял, для многих детей (а мы, напомню, говорим о детях дошкольного возраста) такое внимание является чрезмерным и ложится непосильным грузом на психику.

Основываясь на многолетней практике, я вижу, что занятия в небольшой группе (4-5 человек) гораздо продуктивнее. При таком количестве детей моего внимания хватает на всех, я вижу каждого и каждому могу вовремя помочь. С другой стороны, моя опека не является чрезмерной, распределяется равномерно и дети чувствуют себя более свободно и, главное, могут в полной мере проявить свою самостоятельность.

Далее. Все мы знаем, что есть дети (как и взрослые), которые "схватывают" все сразу, а есть такие, которым для всего нужно больше времени. Вторым всегда будет труднее при индивидуальном занятии: он ведь один и от него ждут быстрого реагирования на объяснение, на поставленный вопрос и т.д. При занятии же в группе начинает действовать волновой эффект: тот, кто уже все понял, начинает действовать, постепенно вовлекая в этот процесс остальных, тех, кому нужно больше времени для осознания происходящего и тех, кто все понял, но просто не уверен в себе.

Я строю свою педагогическую стратегию в соответствии с особенностями восприятия и психики каждого малыша. В результате - всё у всех получается как бы само собой: без напряжения, без боязни ошибиться. Дети находятся хоть в маленьком, но коллективе, что особенно важно именно для "домашних" детей: ощутить себя среди других, найти свое место в этом социуме, а моменты неизбежной соревновательности помогут ощутить уверенность в собственных силах. Всё это является одной из составляющих готовности к школе.

Для малышей трех-пяти лет предпочтительнее занятия в подобных группах. Для детей пяти-шести лет, если есть такая возможность, можно сочетать занятия в группе с индивидуальными занятиями.


Почему Вы решили открыть домашнюю школу? Это только название или действительно все занятия проходят дома? Обмениваетесь ли вы опытом с другими заведениями? С какими трудностями сталкивается ваше учреждение. И вообще сложно ли это?
Мария

Н.Г.: Школу решила открыть, потому что к тому времени был накоплен большой опыт работы с детьми и потому что к 1992 г. изменилась ситуация в стране, и у меня появилась практическая возможность реализовать этот опыт и организовать дело так, как я считала необходимым.

Занятия действительно проходят у меня дома. Эта особая форма организации занятий помогает малышам чувствовать себя комфортно и непринужденно.

Нет, с "заведениями" не обмениваюсь:)). Не обмениваюсь потому, что "заведений" подобных моей Домашней школе для дошкольников, просто нет. А опытом своим делюсь: провожу семинары для родителей, педагогов, воспитателей, гувернеров. И с коллегами, которые занимаются с дошкольниками, например, по методике Зайцева, общаюсь регулярно, мы обмениваемся своими "педагогическими" находками и опытом работы.

Да, это СЛОЖНО, потому что настоящие занятия с детьми требуют огромной подготовки и полной отдачи. Да, это ЛЕГКО, потому что я не "обучаю" детей на своих занятиях, а мы вместе ПРОЖИВАЕМ данный отрезок времени с обоюдным удовольствием. Именно ради этого я оставила государственную службу и отправилась в свободное плаванье. Как показали эти девять лет работы моей Школы, я не ошиблась в выборе.


Чем Ваша личная программа занятий с дошколятами отличается от "госкомпонента"? Чем она лучше (без ложной скромности)?
Ольга

Н.Г.: Прежде всего, моя личная программа отличается свободой выбора и свободой творчества как для меня, так и для детей. Ради этого я и создавала свою Школу. Нельзя сравнивать занятия в моей Домашней школе с занятиями в детском саду. Мы находимся в совершенно разных категориях.

У меня не домашний детский сад, как думают многие, а именно школа (в самом лучшем понимании этого слова), куда дети приходят только на занятия. А когда дети приходят ко мне, то они, зная, куда и зачем идут, настроены именно на занятия. Поэтому то короткое время (полтора-два часа), которое мы проводим вместе, до предела насыщено делами, которые им интересны. Как правило, они не замечают (и не должны замечать), что их чему-то учат. Каждый малыш, по существу, занимается по своей индивидуальной программе. А заниматься по своей программе гораздо продуктивнее, чем по утвержденной типовой.

В группе занимаются не более пяти человек, что естественно, также является немаловажным фактором. В такой группе я вижу каждого, могу осуществить тот самый "индивидуальный подход", который часто декларируется, но не всегда осуществляется в дошкольных учреждениях.

Еще один объективный фактор - отсутствие методической "заорганизованности". Я сама решаю, чем мне заниматься сегодня, надо мной не стоит методист детского сада и методист РОНО, которые ждут точного исполнения написанных ими программ и поурочных разработок.

У меня нет и не может быть "поурочных планов" в их традиционном виде. Есть стержень программы, есть стратегическая линия, обозначены основные вехи нашего пути. А дальше я имею дело не со среднестатистическим учеником, а с совершенно конкретным ребенком и группой детей.

Ход занятия зависит не только от моих планов, но и от самих детей. Например: сегодня мною был продуман один план занятий, были подготовлены определенные материалы, но когда пришли ребята, я поняла, что мне придется перестроиться. Их сегодняшний интерес к математике и желание слушать музыку просто нельзя было оставлять без внимания. Тема занятия осталась неизменной, но мы не стали сегодня делать фигурку в технике оригами, не стали обсуждать прочитанные накануне произведения (успеем это сделать и на следующем занятии), а на заданную тему решали задачки, примеры, пели песни, играли на музыкальных инструментах, танцевали, слушали музыку и рисовали. Результат - дети делали то, что они хотели, а я сумела направить их интерес и положительную энергию в нужное русло. Трудно представить себе ПРОДУКТИВНОЕ занятие с дошкольниками 3-4-х лет, не учитывающее их сегодняшнее настроение.

Естественно, такое бывает не каждый день. Но, я всегда готова учесть настроение детей, их стремления, их пожелания и скорректировать ход занятия. Мне кажется, что лучше, если они сегодня с желанием и настроением сделают то, что так хочется, чем без настроения будут следовать моему плану. Конечно, такие моменты далеко не всегда возможно учесть в занятиях детского сада.

Большим плюсом моих занятий я считаю их комплексность У меня нет и не может быть отдельных занятий-уроков по развитию речи, обучению чтению или математике. Об этом я как раз рассказываю в своей статье "УЧИМСЯ НЕ НА УРОКЕ". Подобный подход и подобная система занятий позволяют мне не ограничивать детей рамками какой-то программы, пусть даже очень неплохой, но "чужой" для данного конкретного ребенка.

Кроме того, если говорить не только о развитии, но и о результатах обучения, то дети, которые у меня учатся, в 4 года, например, свободно и с удовольствием читают, тогда как в программах детских садов в лучшем случае, предусматривается только "подготовка к обучению грамоте":)), я уже не говорю о развитии речи, математике и проч.


Есть ли у Вас статистика насчет дальнейшей взрослой "судьбы" "воспитанников" школ раннего развития (Г.Доман, Зайцевы, Монтессори)? Что делать развитому ребёнку в обычной школе (если одноклассники будут "обычными"). Не будет ли его "продвинутость" началом "головокружения от успехов" на начальной стадии и постепенного скатывания к среднему (или даже ниже среднего) уровню развития в дальнейшем? Спасибо!
Olya A.

Н.Г.: У меня нет подобной статистики. По-моему ее никто и не ведет. Я занимаюсь с детьми 3-7 лет и в основе общеобразовательного блока моих занятий лежит методика Зайцева, которую я не отношу к методикам "раннего развития" в том понимании, которое подразумевает обучение детей раннего возраста. Договоримся о терминах - это очень важно. "Раннее" развитие, также, как и "позднее", одинаково не то, что нужно Ребенку. Ребенку необходимо СВОЕВРЕМЕННОЕ развитие.

Так вот, я не занимаюсь "ранним развитием", я специалист по своевременному развитию. Странно называть "гениальным" ребенка, который обладает определенными знаниями, умеет читать и.т.д. Значит, сфера его интересов была именно в этом. Но знания, умения и навыки - не самое главное. Хорошо бы еще и социализация, например, тоже была "на уровне" и масса других качеств, кроме умений и знаний.

Если Ребенок хочет осваивать окружающий мир, то необходимо ему в этом помочь. Если он, осваивая этот мир, захотел, например, научиться читать, преступно не оказать ему в этом помощь.

<< Не будет ли его "продвинутость" началом "головокружения от успехов" на начальной стадии и постепенного скатывания к среднему (или даже ниже среднего) уровню развития в дальнейшем? >>

Что вы предлагаете? Тормозить его развитие, подавлять его стремление и желание узнать что-то, научиться чему-то, мотивируя это будущими школьными трудностями и заботясь о том, чтобы он соответствовал среднестатистическому уровню? Предвижу ваш отрицательный ответ.

Если ваш ребенок хорошо играет в теннис, а в классе все играют хуже, вы же не будете просить своего ребенка специально играть "похуже", правда? Значит, это уже задача родителей найти такую школу и такого учителя, которые с пониманием отнесутся к одаренному ученику. Таких детей, по моим наблюдениям, не так уж и много. А вот просто подготовленных, развитых ребятишек, действительно много. 90% детей, пришедших в школу, умеют читать, считать. Им действительно будет легче на первых порах, но это опять-таки зависит от школы, в которой вы будете учиться. Могу сказать, что у моих учеников (а многие из них уже закончили начальную школу), не происходило "скатывания вниз" по той причине, что их пытливый ум находил себе применение, а родители всегда знали, чем занять своего ребенка, если на первых порах что-то ему давалось легче, чем другим.

У меня возникает встречный вопрос: почему, когда ребенок идет в школу, именно школа почти для всех детей и родителей становится главным в жизни? Понятно, что времени там проводят много… Но почему нужно всю жизнь подчинить школе и ставить ребенка в прямую зависимость от школы, учителя, оценок и т.д.? Чем больше я думаю об этом, тем отчетливее понимаю, что обязательно должны быть варианты… Школа-экстернат - один из возможных вариантов, но для начальной школы, мне кажется, подойдет не всем… Для подготовленных детей вполне возможен переход через класс. Во всем, что касается детей, я не сторонница резких движений в ту или другую сторону. В нашей стране и в наших реальных условиях все же лучше искать компромиссные решения. А может быть пойти другим путем? ПОЧЕМУ БЫ ШКОЛУ НЕ СЧИТАТЬ ЛИШЬ ОДНОЙ ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЖИЗНИ РЕБЕНКА?

Я вообще считаю, что подготовленным детям каждый день посещать школу вовсе не обязательно. Хотя бы один раз в неделю можно и просто необходимо отдохнуть от школы и переключиться на другие дела и занятия или просто отдохнуть. Пусть будет несколько разных направлений, которые интересны вашему ребенку: музыкальная школа, языки, бассейн, рисование и т.д. Как говорится, возможны варианты… И они есть, нужно только подумать, отойти от привычных представлений о школе, как о чем-то незыблемом и, главное, о том, что мы и наши дети являемся ее заложниками.

тел. (095) 246-60-89
E-mail: spm111@yandex.ru

© Домашняя школа Надежды Григорьевны для дошкольников, 2002

[ На главную ]