УЧИМСЯ

НЕ

НА УРОКЕ

Когда я рассказываю родителям о своей Домашней школе для дошкольников, звучат слова “чтение”, “математика”, “развитие речи”, “музыка”, "словесность", "география"и т.д. . Но это вовсе не значит, что 3-5-летним детям предстоят, как в настоящей школе (и очень часто, к сожалению, в детском саду), уроки по предметам. Да, мы читаем, считаем, делаем аппликации, рисуем, складываем фигурки в технике оригами - но все это происходит не специально, не в виде закрепления "знаний, умений и навыков" а в процессе обсуждения интересной для всех темы занятия.

Она может быть любой - лишь бы у педагога или родителя хватило фантазии, кругозора и необходимого материала.

На примере неожиданно возникшего на одном из занятий разговора о пингвинах я покажу, как можно развить практически любую тему.

ПИНГВИН ДУМАЕТ ОБ АФРИКЕ

Как-то на занятии мы с детьми обсуждали, как у кого прошли выходные. Самым ярким впечатлением для одного мальчика оказался мультфильм про пингвинов. Вот как развивалась эта тема дальше:

А кто из вас видел пингвинов? Где (по телевизору, в зоопарке, в мультфильме)? Достаю картинку с изображением пингвина, рассматриваем ее. Где они живут? Берем географический атлас и находим Антарктиду, рассказываю, что же это за место такое. Тут же с помощью кубиков Зайцева выкладываем ("пишем") слова: пингвин, Антарктида.

Пингвины - они кто? Птицы. Поговорим о том, чем питаются, как высиживают птенцов. Как же так: птицы, а не летают? Зато плавают. А какие еще птицы не летают? Вспоминаем, называем, показываю на плакатах изображения этих птиц. Можно и эти новые слова тоже “записать” кубиками и прочитать.

А на что похож наряд пингвина? Конечно, трехлетние дети мне этого не скажут, а пятилетние могут и догадаться. Предлагаю свой вариант: на фрак. Вот у меня картинка с музыкантом, он одет во фрак.

А на чем же он играет? На скрипке. Значит, он не просто музыкант, а скрипач. А что это у него за палочка в руках? Это смычок. Написали-прочитали слова: фрак, скрипка, смычок. А что еще на скрипочку похоже? Показываю на картинках альт, виолончель, контрабас.

А как они звучат? На синтезаторе я играю детям знакомую песенку как будто на разных инструментах: вот так она на скрипочке звучит, вот так на виолончели, а вот так - на контрабасе. Эти инструменты называются струнными, потому что звук извлекают из струны. А сколько у них струн? Если есть картинка, где инструмент дан крупным планом, можно посчитать: четыре струны.

А хотите, вы сами будете скрипачами? Малышу непросто управлять своим телом: встать так, будто у тебя в руках скрипка и смычок. Я играю на синтезаторе, а дети изображают струнный оркестр. А теперь мы пойдем в концертный зал. Как мы себя будем там вести? Можно ли кричать, громко разговаривать, топать ногами? Почему? Потому что люди туда приходят, чтобы слушать музыку. И мы послушаем: например, отрывок из “Времен года" Вивальди. Пяти минут волне достаточно. Важно, чтобы дети не устали, чтобы желание слушать подобную музыку сохранилось: а мы потом еще послушаем?

Самое время вспомнить про пингвинов. Покажем, как они ходят. Разучим короткий стишок или отгадаем загадку. И выяснится, что пингвину холодно, потому что Антарктида покрыта льдом и снегом. А где тепло? В Африке. Опять откроем атлас и отыщем Африку. Напишем это слово. Нарисуем пингвина или сделаем аппликацию, А потом обсудим, кто что нарисовал. Знаете, какой была тема одного рисунка? Пингвин думает про Африку. Вот это мысль!

Zebra 2824, 1ae5. Штрих коды Zebra 2824.

Думаю, логика этого занятия ясна. Предвижу вопросы родителей: но ведь к такому "разговору" с музыкой и картинками надо готовиться? Да, конечно. Но это можно делать постепенно, по ходу обычной жизни, просто держа в голове; мне могут понадобиться картинки. И у вас передо мной есть огромное преимущество: вы точно знаете, чем в данный момент увлечен ваш малыш и какая тема, соответственно, будет беспроигрышной.

Надежда Григорьевна Ляпенкова
педагог и журналист

<< Вернуться к оглавлению

 

Hosted by uCoz