НОВЫЙ ГОД НАЧИНАЕТСЯ… В ОКТЯБРЕ

Лето прошло, оставив много приятных воспоминаний. Если сентябрь – это скорее еще прощание с летом, то октябрь – это уже настоящая осень. Разобраны привезенные с дачи вещи, жизнь входит в привычное "осенне-зимнее" русло. Заметно подросли наши малыши. Кто-то этой осенью пошел в детский сад. "Домашним" детям тоже пора активнее выходить в мир.

Для меня, как и для многих педагогов, новый год наступает вовсе не в январе, а осенью. Для родителей, чьи дети еще не пошли в школу первого сентября, самое время принять окончательное решение, где и чем заниматься до следующего лета.

Для малышей 2-3 лет выбор не очень велик. Но все же можно найти группы эстетического развития (танцы, пение, игры, лепка, рисование и т.п.). Важным фактором для детей этого возраста является близкое расположение к вашему дому. Если вы находитесь с малышом целый день, то все возможные занятия вне дома должны быть скорее только дополнением к вашим каждодневным занятиям-играм. (Читайте об этом в следующих номерах журнала.)

А вот для детей 4 – 6 лет вариантов занятий великое множество. Поговорим о выборе занятий для детей этого возраста, когда до школы остается не так уж много времени и хотелось бы сразу сделать правильный выбор.

* * *

"Кто не знает куда направляется, тот очень удивится, попав не туда". (Марк Твен)

Прежде, чем встретиться с Малышом, я обязательно приглашаю на собеседование его родителей. Когда я говорю об этом, примерно половина из них недоумевает: "Зачем? Нас устраивают условия обучения, и не лучше ли будет, если мы приведем нашего ребенка, и вы сразу приступите к занятиям?" Вот она - типичная ошибка многих взрослых. Как часто ко мне приходят родители 5-6-летних детей, побывавших в разных дошкольных учреждениях, но так и не нашедших того, что искали. "Нашему ребенку там совсем не понравилось", "Там даже не учили читать!" " Это оказалось не то, что нам было нужно!" А кто виноват? Если бы вы, уважаемые взрослые, предварительно получили всю необходимую информацию, тогда не было бы такого разочарования – когда педагоги делают одно, а вы, оказывается, ожидали совсем иного. Узнайте, что ожидает малыша. И не в общих чертах, а как можно точнее. Соберите максимум информации о предстоящих занятиях. Не жалейте на это своего времени. Считайте это вашей важной работой - от того, как вы справитесь с ней, во многом будет зависеть успех дальнейших занятий. Разумеется, речь идет о родителях, которые занимают активную позицию в этом вопросе, которые готовы искать и найти в результате именно то, что, как они считают, необходимо их ребенку.

И здесь возникает еще одна проблема. Прежде чем обращаться в конкретное учреждение (кружок, дошкольную гимназию, лицей) или к конкретному педагогу, очень четко для себя сформулируйте – а чего, собственно, вы хотите?

Представьте себе, вы пришли в дошкольный центр, и на ваши вопросы вам говорят: мы не готовим детей ни к школе, ни к жизни, мы хотим, чтобы ваш ребенок просто развивался. Кому-то именно такой подход будет близок, а кто-то изначально настроен на некий конечный результат и хотел бы услышать и получить что-то более конкретное. В любом случае, советую внимательно выслушать все, что вам хотят сказать, а уж потом составить свое собственное мнение и принять окончательное решение. Целенаправленно ищите то, что нужно вам и вашему ребенку. Может быть, стоит посетить не одно подобное учреждение, не одного педагога, чтобы иметь возможность сравнить все, что вам предлагают и выбрать для себя наиболее подходящий вариант.

Конечно, лучше, если у вас уже есть какие-то сведения и отзывы о данном педагоге или дошкольном центре, гимназии. Хорошо бы подробно расспросить родителей, чей ребенок уже посещал занятия в конкретном месте, куда стремитесь и вы: что понравилось родителям, что нет, что привлекало в занятиях их ребенка, какую роль сыграли эти занятия в развитии их малыша? (Но при этом вы должны помнить, что сколько людей, столько и мнений и это не обязательно совпадет с вашими оценками.)

Многочисленные публикации в прессе уже научили родителей, выбирающих для ребенка частную школу, интересоваться лицензиями, аккредитацией учебного заведения и т.п. Разумеется, это не является залогом успешного обучения, но свидетельствует о серьезности намерений данного учреждения. В нашем случае тоже неплохо было бы поинтересоваться, каков образовательный ценз преподавателей, каков их педагогический опыт, является ли данная работа для них основной (мы знаем, как порой трудно живется нашим педагогам, и, если подобная работа для педагога третья или даже четвертая, кроме основной, трудно ожидать от него полной отдачи в занятиях с вашим ребенком), имеется ли программа обучения для конкретного возраста и есть ли возможность ознакомиться с ней.

Можно все вопросы задавать так, что люди, к которым вы обращаетесь, почувствуют себя не очень уютно от вашего экзаменаторского тона, а можно получить гораздо больше информации, обращаясь к собеседникам доброжелательно, так, чтобы было понятно, что вами движет исключительно забота о вашем ребенке.

Чему будут учить? Как? По каким методикам? Стандартный набор: развитие речи, математика, развивающие игры, музыка, рисование, иностранный язык + еще несколько занятий. Названия везде одинаковые – что тут можно придумать? Для вас же должно быть важно: что именно подразумевается под каждым из названий, по каким методикам будут обучать, что за программа, какова конечная цель?

К примеру, читаете вы на стенде название занятия - "развитие речи". Раз развитие, то понятно, должны развивать речь. Но как, каким образом? Вот это вам и должны будут рассказать и объяснить: на что направлены занятия у конкретного педагога. Развивать речь – значит не только учить малыша правильно говорить. У каждого педагога будут свои собственные акценты в преподавании. Если эти занятия ведет педагог-логопед, то это будет один вариант: несомненно, будет обращено внимание на чистоту звукопроизношения, развитие словарного запаса, умение составлять предложения и т.д. Если занятия ведет филолог-словесник, то наверняка большее внимание будет уделено развитию воображения детей, выразительному чтению стихотворений, беседам о писателях и их произведениях, театрализации в различных формах. Развитие речи – это и речевой этикет, и сочинение собственных рассказов, и, наконец, просто чтение книг, рассматривание картинок, ответы на вопросы о прочитанном.

Если же речь идет об обучении чтению, то это может быть: изучение букв алфавита и их написание, звуковой анализ без обучения чтению как таковому: это называется подготовка к обучению чтению. Учить читать можно по кубикам Зайцева, по школьной азбуке, по методике Домана, по методике Эльконина-Давыдова и т.д. Если вы не знаете ни этих имен, ни этих методик, то должны получить подробную консультацию и знать, каковы основные принципы конкретной методики, чем вы можете помочь своему ребенку.

Где будут проходить занятия, в каких условиях? Если занятия проходят в условиях школьного класса, а дети сидят за партами и чинно поднимают руки, для того, чтобы им было разрешено высказаться, то не удивляйтесь, если через какое-то время ребенок будет недоволен подобными занятиями. Оптимальный вариант, учитывающий особенности дошкольного возраста – просторное помещение, где дети могут свободно перемещаться, где не нарушается их физический и психологический комфорт.

Обратите внимание на оснащенность рабочей площадки. Если ваше внимание привлекут многочисленные дорогостоящие игрушки – от огромных мягких зайцев и медведей до миниатюрной модели железной дороги, а также красивые ковры и шторы, но вы не увидите развивающих игр и пособий Никитина, Монтессори, таблиц и кубиков Зайцева, географической карты или глобуса, мозаик, конструкторов и пр., одним словом того, что создает развивающую среду, то у вас есть все основания усомниться в серьезном подходе к развитию и обучению детей. А ведь именно за этим вы сюда и обратились. Непременно обращайте внимание, насколько соразмерны усилия, направленные на развитие и обучение, с одной стороны, и создание наилучших условий, с другой стороны.

И все же главным в этом процессе является педагог. Какими бы современными развивающими методиками он не владел, какими бы замечательными пособиями он не пользовался, если сам он не "горит", если он формально относится к своему делу – как же он зажжет огонек познания в детях? Важным показателем служит следующий момент – заинтересован ли педагог (педагоги) в подробном разговоре с родителями или же его (их) общение с вами ограничится кратким вступительным словом на общем собрании? В этом случае смело берите инициативу в свои руки: не стесняйтесь задавать подробные вопросы, выясняйте все, что вас интересует.

Если у педагога нет желания общаться с вами, если он формально отвечает на ваши вопросы, если вы не чувствуете его заинтересованности, если разговор не конкретен, если при разговоре с вами он сыплет непонятными "учеными" терминами и вы с трудом понимаете о чем идет речь - это вас должно насторожить. Хороший педагог всегда настроен на сотрудничество с родителями, рассчитывает на их понимание и поддержку, открыт для общения.

Если занятия с малышами ведут педагоги школы, вы должны быть уверены, что они (педагоги школы) в полной мере владеют методиками дошкольного развития и обучения. Уверяю вас, если школьный учитель просто слегка адаптирует программу 1 класса и будет заниматься с вашим четырехлетним ребенком "как в школе" – это будут просто школьные занятия, а это, согласитесь, совсем не то, что нужно малышу этого возраста. Зачем вам к грядущему 12-летнему школьному обучению прибавлять еще пару лет?

В группе или индивидуально? У каждой формы занятий есть свои плюсы и минусы. Существуют особенности ребенка или особенности окружающей обстановки, когда необходимы именно индивидуальные занятия. Но стремление многих родителей, чтобы с их ребенком занимались непременно индивидуально, не всегда оправдано. Конечно, при индивидуальном занятии все внимание педагога направлено на одного ребенка и можно учесть все особенности именно вашего малыша. Но при этом взрослый невольно как бы "зависает" над одним ребенком, и какие бы игровые приемы он не применял, для многих детей (а мы, напомню, говорим о детях дошкольного возраста) такое внимание является чрезмерным и ложится непосильным грузом на психику. Основываясь на многолетней практике, я вижу, что занятия в небольшой группе (4-5 человек) гораздо продуктивнее. При таком количестве детей моего внимания хватает на всех, я вижу каждого и каждому могу вовремя помочь. С другой стороны, моя опека не является чрезмерной, распределяется равномерно и дети чувствуют себя более свободно и, главное, могут в полной мере проявить свою самостоятельность.

Далее. Все вы знаете, что есть дети (как и взрослые), которые "схватывают" все сразу, а есть такие, которым для всего нужно больше времени. Вторым всегда будет труднее при индивидуальном занятии: он ведь один и от него ждут быстрого реагирования на объяснение, на поставленный вопрос и т.д. При занятии же в группе начинает действовать волновой эффект: тот, кто уже все понял, начинает действовать, постепенно вовлекая в этот процесс остальных, тех, кому нужно больше времени для осознания происходящего и тех, кто все понял, но просто не уверен в себе. Я строю свою педагогическую стратегию в соответствии с особенностями восприятия и психики каждого малыша. В результате – всё у всех получается как бы само собой: без напряжения, без боязни ошибиться. Дети находятся хоть в маленьком, но коллективе, что особенно важно именно для "домашних" детей: ощутить себя среди других, найти свое место в этом социуме, а моменты неизбежной соревновательности помогут ощутить уверенность в собственных силах. Всё это является одной из составляющих готовности к школе.

Для малышей с трех до пяти лет предпочтительнее занятия в подобных группах. Для детей пяти-шести лет, если есть такая возможность, можно сочетать занятия в группе с индивидуальными занятиями.

ЗА ЧТО ВЫ ПЛАТИТЕ? Занятия могут быть как бесплатными, так и очень дорогими. Как мы уже имели возможность убедиться на собственном опыте во многих других случаях, не относящихся к сфере образования, дороже не всегда означает намного лучше. Разброс цен, особенно в Москве (вариант - в больших городах), достаточно большой. И это имеет свои плюсы. Я имею ввиду, что каждый, в принципе, может найти для себя приемлимые варианты. Многие родители готовы вкладывать в развитие и обучение своего ребенка немалые для семейного бюджета деньги и здесь важно знать: за что вы платите?

Занятия с детьми относятся к сфере образовательных услуг, а в сфере услуг непреложно действует правило: чем эксклюзивнее услуга, тем больше она стоит. Короче говоря, есть изделия массового спроса, а есть изделия ручной работы и никого не удивляет, почему ручная работа ценится во много раз дороже. Весь вопрос только в том, в чем этот эксклюзив состоит: в качестве обучения или в предоставлении дополнительных услуг, которые к процессу обучения не имеют прямого отношения (богатство интерьера, транспортные услуги и т.п.).

В нашем случае вопрос "за что платить?" подразумевает совершенно однозначный ответ: дорого может цениться только само качество преподавания, а никак не те услуги, которые находятся как бы около самого процесса. То есть, если хотите, вы, конечно, можете оплачивать эти самые второстепенные затраты, но если качество обучения здесь будет точно таким же, как в соседнем лицее, где этих дополнительных услуг нет и поэтому там оплата вдвое меньше – к чему лишние траты?

Качество преподавания – это когда педагог, сам являясь незаурядной личностью, во главе всего процесса ставит личность конкретного, а не усредненного ребенка, когда не ребенка будут подгонять под какую-то программу, а когда педагог, обладая большим опытом и чуткостью, выстраивает программу с учетом индивидуальности вашего малыша. Качество преподавания – это когда не просто учат, а действительно научат конкретным вещам, в том числе научат учиться. Качество преподавания – это когда, владея современными методиками развития и обучения, из всей палитры методических приемов педагог будет выбирать те, которые помогут именно вашему малышу получить не только сумму конкретных знаний, но и, главное, удовольствие от самого процесса познания.

Ищите педагога, который будет заниматься с вашим ребенком не ради достижения небывалых результатов; которому дети интересны ради них самих, а не только как объект приложения его профессиональной деятельности.

Один из самых важных факторов - фактор здоровья вашего ребенка. Никакие занятия не принесут пользы, если ребенок уже к их началу утомлен дальней дорогой.

Прислушивайтесь к мнению ребенка, к его желаниям. Ведь это ЕМУ заниматься, а не вам. Если малыш хочет научиться рисовать или плавать, непременно найдите возможность исполнить это желание, даже если папе хочется, чтобы его сын играл в хоккей, потому что у него самого эта мечта не исполнилась, а мама хочет, чтобы ее дочь обязательно училась играть на фортепиано, потому что сама она в свое время не закончила музыкальную школу. Не старайтесь через ребенка реализовать свои амбиции.

Если ваш ребенок стал раздражительным, нервным, если вы чувствуете, что занятия ему не по душе, если ребенок выражает протест по поводу занятий, далеко не всегда умея внятно объяснить мотивы своего поведения - проанализируйте происходящее, постарайтесь понять своего ребенка, выясните, в чем причина.

Главный барометр эффективности вашего выбора – это ваш ребенок, его настроение, его самочувствие. Ребенок должен получать удовольствие от занятий. Если это не так, то занятия не принесут желаемого результата. Если же ваш малыш в хорошем настроении возвращается домой после занятий и с нетерпением ждет следующего занятия – вы на правильном пути.

Желаю удачи!

Надежда Григорьевна Ляпенкова
педагог и журналист

Инвестируй свои деньги без риска
Hosted by uCoz